Жадность или хозяйственность?

СуперМама

Мир собой украшающаЯ
Модератор
Сообщения
4.260
Реакции
1.526
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
Полинка 07.07.06.
Своё и чужое: как ребенку понять разницу?
o Автор:
o Наталья Чудина
o Журнал Parents, №115

В песочнице один из детей бесцеремонно отбирает формочку у другого, за что тут же получает от него лопаткой по лбу. А еще один малыш растерянно смотрит вслед своему велосипеду, на котором уезжает посторонний мальчик. Подобные картины уже стали классикой детских площадок. Малыши полутора – двух лет с удовольствием играют с чужими игрушками, но возмущенно кричат при посягательстве на их собственные. А нам-то как реагировать в подобных ситуациях?
Малыши воспринимают игрушки как неотъемлемую часть себя.
Жадный? Нет, домовитый
Прошли те времена, когда ваш отпрыск легко отдавал принесенное из дома добро и мог вообще не заметить, что кто-то играет с его машиной или ведерком. Теперь ребенок начинает сердиться и расстраиваться, как только другой малыш осмеливается дотронуться до его игрушек, коляски или даже… мамы. И все-таки не спешите обвинять малыша в жадности. Дело в том, что развитие самосознания человека проходит ряд этапов. Одним из первых становится отделение ребенком себя от окружающего мира. Изначально для малыша он сам и все предметы вокруг слиты: например, кроха считает, что мама и он – единое целое. Процесс отделения легко распознать по словам «я» и «мое», появляющимся в лексиконе малыша. Он начинает осознавать, что есть его желания, личные вещи,– понимать, конечно, на очень простом уровне, что такое собственность. Поскольку процесс осознания еще в самом начале, малыш может воспринимать предметы, например игрушки, как продолжение самого себя. Отдать свои вещи другим для ребенка означает потерять часть себя, своей еще хрупкой целостности. Отсюда и бурная эмоциональная реакция. У детской «жадности» могут быть и другие мотивы: неуверенность в себе, ревность, стремление подражать взрослому. Например, мамы маленьких девочек часто сталкиваются с тем, что их помада, ключи, телефон перекочевывают из сумки в самые неожиданные места. Причем обычно малышка не готова возвращать сокровища, которые она уже считает своими, законной владелице. Скорее всего, придется не раз повторить дочке, что это предметы, необходимые вам, и приобрести для нее сумочку, в которой она сможет носить свои собственные вещи – бутылочку, книжку, куклу.
Обратная сторона медали
Двухлетние дети только начинают разбираться в нюансах понятия «собственность». Часто малыш не готов угостить яблоком, дать поиграть свою куклу, но при этом, если ему нравится чужая вещь, он просто берет ее себе. Ребенок совершенно искренне считает, что его желание обладать тем или иным предметом исполнится, если он просто возьмет его и прижмет к себе. Здесь можно дать лишь один совет: твердо объясните ребенку, что такое поведение неприемлемо. Всегда необходимо спрашивать у хозяина игрушки разрешения взять его вещь. При необходимости объяснение нужно повторить, но самое важное в овладении понятием «чужое» – тренировка.
Какие бы приемы и методы вы ни использовали, помните о воспитательной «сверхзадаче»: щедрость – это способность не только поделиться вещами, но и умение разделить с кем-то тепло, радость, а иногда случается, что и горе. Этому вам и нужно постараться научить малыша. Причем на личном примере тоже.

15 приемов воспитания щедрости
1. Не называйте ребенка «жадиной». Тем самым вы внушаете малышу, что он именно такой. Лучше внушать обратное: что щедрый, что хочет поделиться, в крайнем случае, что скоро обязательно захочет. Верьте в это сами.
2. Жадность – это плохо, как, впрочем, и неумение уважать свою и чужую собственность. Предлагайте делиться, но не заставляйте. Позвольте сыну или дочке самому принять решение. Право выбора должно остаться за ребенком, потому что игрушка – его вещь. Личная. Кроме того, щедрость из-под палки перестает быть щедростью, ведь это понятие подразумевает желание, потребность поделиться.
3. Один из самых действенных способов разрешить сложную ситуацию – научить меняться.
4. Сделайте акцент на том, как хорошо и, главное, выгодно быть щедрым (для любого, кто склонен к накопительству и скупости, это самый весомый аргумент). Например, объясните, а лучше сразу продемонстрируйте, как может быть весело играть вместе, обмениваясь игрушками. Причем, как бы вам ни хотелось посидеть на лавочке, понаблюдать за тихой детской игрой, сначала в игру придется включиться и вам. Во-первых, дети этого возраста играют не вместе, а «рядом», ваша же задача – организовать интересную, захватывающую совместную игру. Игра должна быть такой, чтобы малыши отвлеклись от дележа игрушек и выяснения отношений. Во-вторых, вполне возможно, что сначала передавать игрушки не прямо друг другу, а через взрослого детям будет проще.
5. Иногда, сталкиваясь с детскими конфликтами, чувствуя неловкость перед другими родителями за не поддающееся ни на какие уговоры чадо, родители решают обходить стороной детские площадки. На самом же деле нужно предоставить ребенку возможность как можно больше общаться с детьми. Только в этом случае он приобретет опыт совместной игры, в которой часто возникает необходимость делиться, меняться, договариваться.
6. Не стоит брать с собой на прогулку только что купленную игрушку. Малыш не может расстаться с новой для него вещью, но, наигравшись, он будет спокойнее реагировать на посягательства других детей. Кроме того, дома лучше оставить дорогие, легко ломающиеся игрушки, а также те, которые наиболее ценны, эмоционально окрашены для ребенка. По крайней мере необходимо предупредить его о том, что другие детки могут захотеть поиграть с драгоценной для малыша вещью. Например, можно сказать так: «Если ты не хочешь, чтобы твоего мишку брали другие дети, пусть он подождет тебя дома, а с собой возьмем вот этого бегемотика (самолетик, совочек и т. д.), ими ты будешь делиться и играть с другими ребятами».
7. Если все-таки у вашего крохи просят именно важный для него предмет, попробуйте вмешаться в спор и предложить товарищу малыша замену: «Возьми лучше это ведерко, оно больше, и куличик получится большим». Скорее всего, конфликт будет исчерпан, поскольку совсем маленьким детям важно поиграть с чем-то новым, а какое конкретно будет ведерко или машинка – не столь важно.

8. Некоторые родители, заранее предполагая, какие могут закипеть недетские страсти на детской площадке, берут из дома сразу несколько машин, кукол или лопаток, рассчитывая, что в этом случае делиться значительно легче. Этот ход может сработать, например, в сочетании с такой аргументацией: «Три игрушки сразу в руках не поместятся, давай дадим кому-нибудь поиграть». Но этот прием не всегда действует. Ведь ребенок может воспринимать и одну формочку, и все десять как «мое и только мое».
9. Нормы и правила бывают «знаемые» и выполняемые. И между этими видами иногда лежит пропасть. Как дружно дошкольники твердят, что нужно делиться, как грозно осуждают жадин из сказок и мультфильмов. Но в реальной жизни они далеко не всегда выполняют правила, которые знают назубок. Учите не только на словах, но и в конкретных ситуациях. Не обязательно ждать, когда возникнет подходящий случай, – можно создать модель. Например, дайте покататься на любимом велосипеде плюшевому медведю, затем папе, потом брату. Дом и близкие – это «знакомая территория», и начать осваивать правила щедрости ребенку проще именно с родными людьми.
10. Иногда ребенку кажется, что мамина вещь, которую он взял, поможет задержать маму при расставании. В этом случае обменяйте нужные предметы на ваш платок, браслет или ручку. Когда вы не вместе, у малыша будет частичка вас – он будет чувствовать себя спокойнее.
11. Заигравшись, кроха может не слышать обращенных к нему слов, поэтому проводить профилактические беседы лучше дома либо отведя ребенка в сторону от места событий.
12. Если ситуация зашла слишком далеко, заинтересованные стороны обливаются слезами и не согласны на компромиссы, можно просто изъять предмет раздора.
13. Даже совсем маленькому ребенку старайтесь объяснять мотивацию поступков других детей, иначе он может воспринять их действия как необоснованную и непонятную агрессию.
14. Напоминайте крохе, что перед уходом домой он обязательно заберет все свои вещи обратно – нам это кажется очевидным, но ребенок может не понимать разницу между «дать поиграть на время» и «отдать насовсем», подарить.
15. Ждите и не требуйте непосильного: за один-два похода в песочницу разобраться, где мое, а где чужое, когда нужно делиться, а когда защищаться, не под силу.


«Жадина-говядина!»

Большинство маленьких детей не хотят и не умеют делиться: игрушками, конфетами, книжками. И это, по большому счету, совершенно нормально. Некоторые психологи даже считают, что проявление чувства собственничества в возрасте 2-3 лет свидетельствует о хорошем развитии ребенка: малыш уже понимает разницу между «своим» и «чужим».

Но иногда собственничество доходит просто до смешного – ребенок не хочет делиться местом на скамейке или качелях, сиденьем в автобусе или даже песком в песочнице. Особенно трудно учиться щедрости детям, эгоцентричным по своей природе.

Как правило, родители чувствуют неловкость при проявлении ребенком жадности, особенно в людных местах. Но попробуйте взглянуть на проблему глазами ребенка: пока вы маленький, вам не принадлежит практически ничего! Когда вы вырастаете из любимого свитера, его отдают младшему двоюродному брату. Вам дарят игрушку, и вам кажется, что она ВАША, но как только вы хотите ударить ею по голове старшей сестры, игрушку тут же забирают. Вы любите кататься на каких-то определенных качелях, но когда вы приходите в парк, на них уже качается какой-то переросток, и вам говорят, что нужно ждать своей очереди. В такой ситуации каждому захочется припрятать подальше свои сокровища, чтобы не расстаться с ними.

И все же учить ребенка щедрости и доброте можно и нужно. Умение делиться своими вещами – один из первых навыков дружбы и общения, который должен освоить ребенок. И начинать учить ребенка навыкам общения нужно как можно раньше - в 2-2,5 года.

Показывайте на своем примере. Бесполезно читать ребенку наставления о пользе альтруизма, о доброте и щедрости. Лучше научить его делиться своими вещами на примере игры. Например, игры с мячиком по очереди. Возьмите мячик, немного покатайте его по полу, а затем предложите малышу: «Теперь твоя очередь! Потом снова поиграю я». Или игры, в которую нужно играть вместе, например, детское лото или домино – почаще играйте в них с малышом. Так в сознании малыша укрепится мысль, что делиться игрушками – это значит играть вместе или по очереди, а не отдать насовсем, как ему может казаться.

Определите границы. Один из лучших способов свести к минимуму конфликты на детской площадке и в детском саду - это не выносить из дома игрушки, которые имеют особое значение для малыша и которыми он не захочет делиться ни в коем случае. Не выносите на прогулку самые любимые, дорогие, легко пачкающиеся или легко ломающиеся игрушки. Лучше взять мячик, лопатку, небольшой самосвал, резиновые игрушки. Договоритесь, выходя на прогулку, что любой игрушкой, которую малыш принесет на детскую площадку, смогут поиграть и другие малыши.

Найдите альтернативу. Малыш должен научиться не только делиться, но и уметь без конфликта, но твердо возвратить свою игрушку, иначе с ним никто не будет считаться. Когда малыш отбирает назад свою игрушку, научите его делать это вежливо: «Предложи Павлику играть в твою игрушку по очереди. Скажи: "Я сейчас немного поиграю, а потом поиграешь ты».

Не забывайте хвалить ребенка за щедрость. Один из самых простых способов привить ребенку навыки щедрости – хвалить его за малейшие усилия на этом трудном пути. Постарайтесь обращать внимание ребенка на малейшие детали: «Ты так хорошо поступила, что позволила Ирочке играть твоим зайчиком! Ты видела, как она обрадовалась?»

Приберегите наставления напоследок либо читайте их заранее. Легче научить ребенка щедрости, когда он еще не находится в ситуации, угрожающей его игрушкам. Когда начинается драка малышей за игрушку, ваш ребенок не воспримет нотации о доброте и щедрости. Попробуйте предвосхищать борьбу за собственность. Например, если ожидается приход в гости другого ребенка, объясните малышу, что его гость просто поиграет немного с игрушками, но после его ухода они все еще останутся собственностью малыша. Позвольте малышу убрать часть игрушек, которые ему слишком дороги или которые легко сломать, но договоритесь, что с остальными гость сможет играть сколько захочет.

Делитесь с малышом сами. Невозможно научить ребенка щедрости, если сама мама проявляет «жадность». Например, «играет» на кухне такими интересными кастрюльками, тарелочками и ложками, а малышу не дает. Не жмотничайте. Старайтесь делиться с малышом всем, что делаете сами. Кроме того, что он научится щедрости, ребенок приобретет привычку еще и помогать вам. Вы оцените это чуть позднее. Подумайте, настолько ли уж ценен ваш калькулятор или мобильник, чтобы не позволить маленькому пальчику нажать несколько кнопок под вашим присмотром.

Умение делиться своими вещами необходимо не только для того, чтобы заводить друзей, оно также является ключевым в развитии таких качеств, как доброта, чувство справедливости и умение сострадать. Никто не рождается добрым. Доброта – это приобретаемое качество, и учить доброте малыша нужно с самых первых лет жизни и не останавливаться на этом тернистом пути.

http://www.myjane.ru
 

Антонинка

Молодая мама
Сообщения
451
Реакции
74
Баллы
43
Имя
Тоня
Дети
Дана:05.05.2005
У меня малая не жадная.Но видит же что дети вокруг жадничают и тоже начинает!
 

СуперМама

Мир собой украшающаЯ
Модератор
Сообщения
4.260
Реакции
1.526
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
Полинка 07.07.06.
Начала замечать за своей дочей, что она может поделиться только с тем, кто ей нравиться! А вот если ей кто-то не симпатичен, по неизвестным нам причинам))), то она поделиться со скрипом, а может и просто не поделиться или еще чего хуже, забрать игруху и все....
 

Юлия

вечно молодая мамко:)
Супер мама
Сообщения
7.544
Реакции
3.192
Баллы
113
Имя
Юлия
Дети
Полина Олеговна:
20.08.2006г.

Инга Олеговна:
12.05.2011г.
И у нас тоже самое...правда моя говорит..." на тебе другую", видимо, это я предлагала ей раньше альтернативу - я думаю это возрастное в 2-3 года.
 

Аврорка

VIP-пользователь
Пользователь
Сообщения
2.499
Реакции
30
Баллы
83
Имя
Оля
Дети
Виктория
Это вообще себе пока не представляю как кто-то будет брать игрухи моего ребенка, тут уже моя жадность срабатывает:rofl: я их покупаю с такой любовью, выбираю лучшее, а чей-то ребенок возьмет и например сломает:wacko:

Наблюдала летом за игрухами, которыми дети играют, такой откровенный угловатый Китай капец, неужели нам для улицы придется покупать игрухи похуже?? Но тут возникает другой вопрос: неужели моя любимая девочка достойна плохих игрушек?:unknw:
Не посчитайте меня букой, но игрушки у детей в нашем дворе наталкивают на мысль, что родителям их все равно что ребенку в руки давать, и я бы не хотела, чтоб Вики их трогала
 

Moneta

Мастер Вредных Советов
Супер мама
Сообщения
8.615
Реакции
4.474
Баллы
113
Имя
Полина
Дети
один дэвочка 08.10.07
один мальчишка 13.10.13
Аврорка, Откуда у такой милашки столько снобизма?))))

Наши любимые детки заслуживают не только лучших игрушек, но возможности спокойно играть с этими игрушками по своему усмотрению без окриков мамы нервничающей по поводу того что игрушку поломают, кинут испачкают потеряют, а ведь она дорогая. лично я никогда не переживаю особо по поводу игрушки , ведь ее смысл чтоб ей игрались а не хранили вечнно.

а на счет вида: ведь ты не понесешь на улицу плющевые игрушки если ребенок планирует ковырятся в песке? П попробуй вырыть в песочнице яму и спмпя гламурная лопатка примет вид китайской.)))))
В песочнице я обычно выкидываю наши игрушки в общую кучу а по отъезду собираю. дети очень часто играются не своими игрушками-чужое пока нам интереснее)

Еще кстати мой ребенок сводят на нет все мои мучения с выбором "самого-пресамого лучшего" выбрав себе в любимчики вместо красивых дорогих игрушек какую нибудь серую и облезлую и носится с ней как с сокровищем))))))))))))
 

СуперМама

Мир собой украшающаЯ
Модератор
Сообщения
4.260
Реакции
1.526
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
Полинка 07.07.06.
вместо красивых дорогих игрушек какую нибудь серую и облезлую и носится с ней как с сокровищем))))))))))))
Да уж, у детей это есть)))))) У нас есть любимая кукла Зина- я ее стараюсь никому не показывать))))))) и любимая книжка- изорванная и помятая сказка- Колобок (клеить бесполезно).

А во дворе, где мы гуляем, в песочнице игрушки общие. Туда принесли добрые люди (и мы в том числе что-то там оставили), вот детки приходят, играют ими, оставляют и уходят. И что толку, что я купила набор на пляж (ведерко, сито, лейка, лопатки, грабли, формочки-пасочки) совсем не дешевый и красивый- проловину игрух растеряли, половину поцарапали и вид у них уже не такой нарядный))))) Не лишайте детей детства!!!))))
Оль, а ты думаешь, что на ваши фирменные и красивые игрушки смотреть не будут другие дети и уж тем более брать их и играть, и это не будет провоцировать у них истерик (хочу такую), а у их мам- комплекс неполноценности???? Думаю, для Вики это тоже не очень хорошо (может и высокомерие развиться и жадность и т.д.). Или ты решила изолировать дочу от других детей???))) Так что, покупай для улицы игрухи попроще, которые тебе не жалко будет))))).
 

Moneta

Мастер Вредных Советов
Супер мама
Сообщения
8.615
Реакции
4.474
Баллы
113
Имя
Полина
Дети
один дэвочка 08.10.07
один мальчишка 13.10.13

Аврорка

VIP-пользователь
Пользователь
Сообщения
2.499
Реакции
30
Баллы
83
Имя
Оля
Дети
Виктория
Я вот думаю, может когда у нас уже сложиться песочная компашка возможно предложу мамочкам купить какие-то пусть недорогие, но сертифицированные игрухи для этих песочницекопаний.
И не снобизм к сожалению наталкивает на такие мысли, а просто опасность этих игрушек. Я видела как ребенок порезался пастмассой из которой была сделана игрушка-грузовик. Но вот например покупаю крестнику польский "Вэдер" там пластик отличный мягкий и ломается без острых углов, уже трактор Темка сломал у нас:) так что проверено:rofl:
 

Moneta

Мастер Вредных Советов
Супер мама
Сообщения
8.615
Реакции
4.474
Баллы
113
Имя
Полина
Дети
один дэвочка 08.10.07
один мальчишка 13.10.13
Верх Низ