Поиграем перед сном

ИринаМ

логопед-дефектолог
Супер мама
Сообщения
5.570
Реакции
4.527
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
дочка Лена
КАК НАДО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ ВСЛУХ НА САМОМ ДЕЛЕ
Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…

Сказка на ночь, художник Татьяна Дерий

"Сказка на ночь", художник Татьяна Дерий

Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу. Поэтому и есть спрос на книги с повышенным усыпительным эффектом («Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть» и «Тракторенок, который хочет уснуть»).
Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные - надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!
Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия - мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.

В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг - Чудо Р.Дж.Паласио

В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг - "Чудо" Р.Дж.Паласио
Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:
- во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,
- делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится
- захотите плакать - плачьте
- периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»
- в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)
Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.
В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».
 

ИринаМ

логопед-дефектолог
Супер мама
Сообщения
5.570
Реакции
4.527
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
дочка Лена
783





ПОЧЕМУ ВАЖНО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ РЕБЕНКУ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ. СНОВА И СНОВА


Если ваш малыш несколько вечеров подряд просит перечитывать одну и ту же книгу, рассказывать одну и ту же сказку, знайте - это не просто нормальный, это необходимый этап в развитии ребенка. Ученые объясняют, чем именно полезно многократное перечитывание одной истории и почему детям это не надоедает.



Как хорошие родители, рекомендацию читать детям книжки мы стараемся выполнять неукоснительно. Мы все слышали, что чтение увеличивает словарный запас, дает им ранние навыки грамотности, развивает речь… Но когда малыш в «стопятьсотый» раз приносит свою любимую книгу, нам так и хочется воскликнуть: какой в этом смысл? ты же знаешь ее наизусть! неужели тебе не надоело слушать одно и то же? может быть, почитаем что-то новенькое, что обогатит твой словарный запас новыми словами?..
Но, конечно же, как мудрый родитель, вы не произносите все эти негодования вслух, а с ласковым вздохом принимаетесь читать знакомую вам историю. И правильно делаете, потому что…
ПОВТОРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ПРОЧИТАННОЕ
Для развития навыков понимания маленьким детям недостаточно услышать одну историю один раз. И даже два раза недостаточно. Маленькие дети быстрее забывают услышанное, чем, например, дети школьного возраста, а также дольше обрабатывают новую информацию, им нужно больше времени, чтобы ее запомнить (к примеру, полуторогодовалым детям требуется две недели, чтобы запомнить последовательность новых действий, которым их учат). К тому же, если рассказ не поддерживается видеорядом или хорошими подробными иллюстрациями, то мозгу маленького ребенка требуется больше времени, чтобы укоренить в своем сознании те или иные образы (им ведь еще нужно появиться в голове).
Перечитывание помогает детям осмыслить происходящее в книге. При первом чтении они могут понять лишь небольшую часть сюжетной линии. Исследование, проведенное Центром раннего обучения грамоте (США), показало, что для погружения в историю и лучшего ее понимания детям нужно перечитывать ее как минимум четыре раза в течение нескольких дней подряд (ну или хотя бы через день). Это минимум для простой книги, при котором ребенок начнет понимать и сюжет, и мотивы героев, их поведение, причинно-следственную связь, вывод и так далее. Для сложных историй с большим количеством персонажей требуется больше времени.


ИМЕННО ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Да, чтение обогащает словарный запас. Но услышать новое слово один раз в середине истории недостаточно, чтобы закрепить его в памяти и добавить в свою активную речь.
Не забывайте, что ваш малыш еще очень маленький, все те вещи, которые для вас просты и понятны, для него - настоящие открытия! В какой-то момент своей жизни вы и сами впервые узнали, что такое автомобиль, или поезд, или слон. Каждое слово, которое вы сегодня знаете и имеете в сознании его образ, вы когда-то узнали в контексте чего-то, а не просто услышали один раз случайно.
Начиная с 2-3 лет, словарный запас ребенка обогащается за счет повторения одних и тех же слов много-много раз в нужном контексте. И перечитывание книг очень сильно в этом помогает. Исследования показывают, что дети, которые слушают одну и ту же историю много раз, лучше запоминают и понимают новые слова и быстрее начинают их употреблять в своей речи, чем те дети, которым читают больше разных книг, но мало или почти никогда их не перечитывают.
На самом деле, дети должны услышать одно слово около 80 раз, прежде чем оно станет частью их активного словарного запаса!
Даже самые простые литературные сказки гораздо богаче новыми словами, чем наша повседневная речь. Исследования показывают, что в детских книгах содержится на 50% больше необычных, редких слов, чем на телепередачах и в большинстве повседневных разговоров.
ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОРИЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧУВСТВО КОНТРОЛЯ
Выше мы сосредоточились на академических преимуществах перечитывания книг. Но есть и психологический нюанс. Маленькие дети мало что могут контролировать в своей жизни, за них решается практически все. Но мы все чувствуем себя более комфортно, если имеем хоть немного контроля над чем-то в своей жизни, если хотя бы можем считать что-то предсказуемым. И маленькие дети не исключение. Именно поэтому они цепляются к книгам, которые знают, которые могут предсказать, ведь даже в страшный момент они оказываются уверены, что с героями все будет хорошо. Именно этим объясняется любовь детей к знакомым историям - предсказуемостью, которая дает чувство уверенности, неизменности, постоянства, психологического комфорта от знания всех дальнейших поворотов.
Попробуйте для эксперимента изменить какую-нибудь фразу в знакомой ребенку истории, придумать на ходу новый сюжетный поворот, и вы увидите, как он сразу забеспокоиться. Потому что ждал совершенно не этого…


КАК ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМУМ ПОЛЬЗЫ ОТ ПЕРЕЧИТЫВАНИЯ КНИГ
Итак, вы поняли, что не стоит уговаривать ребенка выбрать новую книгу, если он сам к этому еще не готов. Примите эту реальность - ваш маленький ребенок учится именно таким образом запоминать новые слова и идеи (когда он станет школьником, он будет делать себе для запоминания флэш-карточки или просто зубрить отрывки из учебника). А для того, чтобы перечитывание книг было максимально полезным для его развития, воспользуйтесь этими советами экспертов:
— позвольте ребенку задавать вопросы и старательно на них отвечайте
— сами задавайте ребенку открытые вопросы о том, что происходит в книге прямо сейчас и что произойдет дальше (так вы сами будете понимать уровень его понимания)
— во время чтения находите на иллюстрациях те фрагменты, которые демонстрируют объекты и действия в книге[
— используйте разные голоса для разных героев, чтобы ребенок различал персонажей и их намерения
— используйте жесты и даже реквизит, чтобы вызвать в сознании ребенка более яркие впечатления и помочь образам из книги более прочно закрепиться[
— останавливайтесь, если встречаете новое слово, которое ребенку еще не знакомо, и кратко объясняйте его суть[]

Добавьте к чтению и практику разговоров о книге:
1|| Например, перед вторым или третьим перечитыванием сначала внимательно рассмотрите просто картинки, пусть ребенок расскажет, что именно на них изображено, какой фрагмент истории они иллюстрируют. Это о многом вам скажет: верно ли ребенок понимает причинно-следственную связь сюжета, суть и причины конфликта, не путает ли понятия, особенно новые…
2|| В другой раз выберите какой-то фрагмент истории и вспомните о похожих ситуациях в собственной жизни или в другой книге, фильме. Почаще обращайтесь к жизненному опыту ребенка, проводя между ним и чтением книг параллели. «Помнишь, мы тоже однажды катались на поезде, и тебе очень понравился его гудок?»…
3|| Когда вы прочитали историю много-много раз, примените такой прием игрового чтения: дочитайте предложение до середины, а дальше дайте его закончить ребенку по памяти. Не обязательно слово в слово! Интересно, какие слова применит он, чтобы рассказать суть. А может быть, ребенок и вовсе решит изменить сюжет? Если так - то это верный признак того, что ребенок «отпускает» книгу и готов к новым историям!..
Когда окажетесь в следующий раз в книжном магазине и увидите на полках тонкие книжки с картинками и небольшими историями, не смотрите на них снисходительно или возмущенно из-за цены «всего за несколько страниц». Эти книги, возможно, вы будете перечитывать несколько раз, а это, как видите, очень полезно и переоценить вряд ли возможно...
 
Последнее редактирование:

ИринаМ

логопед-дефектолог
Супер мама
Сообщения
5.570
Реакции
4.527
Баллы
113
Имя
Ирина
Дети
дочка Лена
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗАБАВА: ЗАЧЕМ ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ В «КУ-КУ»
Эту игру обожают дети всей планеты. Закрывать личико руками, прятаться от мамы за шторой или под столом, а затем «появляться», оглушая всех радостным «ку-ку». Такая незамысловатая игра, но для малыша она значит гораздо больше, чем мы можем себе представить.

«Где Оля? Я ее не вижу! Ну куда же ты спряталась? Ай-яй-яй, даже представить не могу! Где бы эта умная девочка могла быть?» Лицо малышки прикрыто тонким платком, девятимесячная Оля затаила дыхание. Внезапно мама открывает ее личико: «Ку-ку!»
И оно освещается улыбкой. Но тут мама закрывает свое лицо руками, и любимые глаза исчезают. «А где мама?» – спрашивает знакомый голос. Полностью увлеченная игрой, с широко распахнутыми глазами и открытым от удивления ротиком, Оля ждет. «Ку-ку! Я здесь!» И любимое лицо появляется вновь. Оля смеется. Они с мамой сыграют в эту игру еще не раз. И всегда взрыв смеха и радости обеспечен.
Для того чтобы правильно оценить значение этой игры для малыша, необходимо знать особенности его развития. Ребенок только в 6–8 месяцев начинает осознавать собственное существование, отделять себя и свое тело от мамы и окружающих предметов. Он пока нечетко представляет возможности, свои и мира вокруг него: малыш считает, что если он закрыл лицо руками, то мир и мама исчезли.
Малыш начинает познавать окружающий мир: с его разлуками, встречами и необъяснимым ритмом. Он закрывает глаза ручками, и любимая мама куда-то исчезает. Страшно! Но тут рядом слышится ее голос, близкий и любимый: «А где же Саша?» Саша открывает глаза. И видит, что мама опять здесь. Малыш радостно смеется. Еще бы: он управляет событиями, может заставлять этот мир то появляться, то исчезать и даже возвращать маму! Умение воздействовать на окружающее приводит его в восторг, рождает веру в свои силы. А удивление мамы и ее веселый смех только усиливают радость от «управления ситуацией».

Я ТЕБЯ НЕ ВИЖУ, НО ТЫ ЕСТЬ
Малыш закрыл глаза, и мама исчезла. Но голос ее, такой родной и знакомый, звучит совсем рядом. Значит, мама никуда не пропадала! Вот мы и подошли к новому открытию. 8–10 месяцев – возраст, когда ребенок делает гигантский шаг в восприятии окружающего мира. Он открывает, что предметы и люди, окружающие его, продолжают существовать, даже будучи невидимыми. Теперь он способен мысленно представить себе отсутствующий предмет, например спрятанное лицо мамы. Именно поэтому игра в прятки имеет большое значение в этом возрасте. Она позволяет малышу убедиться, что один, и два, и двадцать два раза исчезнувший предмет способен вернуться обратно Значит, он никуда и не исчезает!
Обладает эта игра и еще одним достоинством. Она проста и консервативна. И фразы, и весь ритуал игры незамысловаты и могут изо дня в день оставаться неизменными. А для детей, которые только начинают приобретать уверенность в себе и ощущение постоянства в окружающем мире очень важно.
ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ СТРАХА
Конечно, закрывать глазки страшно. А вдруг мама больше не появится? Стоит ли рисковать? Но игра предоставляет возможность пережить страх одиночества, научиться воспринимать отсутствие мамы и представлять ее возвращение, находясь в спокойной обстановке. Ведь это всего лишь игра. «Ку-ку» помогает ребенку легче переносить чувства разлуки, тоски, потери, страха, он как будто играет с этими ощущениями и учится управлять ими.

Навыки игры в «Ку-ку» используются детьми и для безболезненного знакомства с большим миром. Столкнувшись с чужими людьми и незнакомой обстановкой, они закрывают лицо руками или прячутся за маминой спиной, заставляя пугающий мир исчезнуть. Для них это способ снять напряжение без крика и плача, немного отдохнуть в безопасности. Но любопытство берет верх, и, учась преодолевать свой страх, малыши робко выглядывают из укрытия. А если незнакомые люди в этот момент начнут играть с ними в такое знакомое «Ку-ку», лед отчуждения растает, и дети с радостью начнут общаться.
МАЛЕНЬКАЯ МАША (1 ГОД) ВЫХОДИТ ВО ДВОР. ОНА ЕЩЕ НЕ СОВСЕМ ОСВОИЛАСЬ В ЭТОМ НОВОМ ДЛЯ НЕЕ ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК МАМА ЧАСТО УКЛАДЫВАЛА ЕЕ СПАТЬ В КОЛЯСКУ. МАША ОСМАТРИВАЕТ ДВОР, ВИДИТ БАБУШКУ, СИДЯЩУЮ НА СКАМЕЙКЕ, И РАДОСТНО НАПРАВЛЯЕТСЯ К НЕЙ. ВЕДЬ ЭТО ЕЕ ЛЮБИМАЯ БАБУШКА, С КОТОРОЙ ВСЕГДА СПОКОЙНО И ЛЕГКО. МАША ПОДХОДИТ БЛИЖЕ И ВИДИТ, ЧТО БАБУШКА – ЧУЖАЯ, НЕЗНАКОМАЯ. ОТ ИСПУГА И НЕОЖИДАННОСТИ МАША ОПУСКАЕТ ГОЛОВУ ЕЙ НА КОЛЕНИ, ЗАРЫВАЯСЬ ЛИЦОМ В ЕЕ ЮБКУ, И ЗАМИРАЕТ. НЕЗНАКОМКА УДИВЛЕНА И РАСТРОГАНА ТАКИМ НЕОЖИДАННЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ НЕЖНОСТИ СО СТОРОНЫ МАЛЫШКИ. ОНА НЕ ДОГАДЫВАЕТСЯ, ЧТО МАША В ЭТОТ МОМЕНТ БОРЕТСЯ С ЧУВСТВОМ СТРАХА. ДЕВОЧКА НЕ РАСПЛАКАЛАСЬ, А ПРОСТО ЗАСТАВИЛА ПУГАЮЩИЙ МИР ИСЧЕЗНУТЬ И ТАКИМ СПОСОБОМ СНЯЛА СВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
И, наконец, игра в прятки – замечательная семейная традиция, сближающая и доставляющая большую радость всем участникам. Если папа обучится этой нехитрой игре, то малыш будет встречать его веселым «Ку-ку». Это так здорово – радоваться вместе с папой, по которому он скучал весь день! Пройдет время – и ребенок будет встречать его «более взрослым вариантом», прячась под столом и в шкафу. А еще через какое-то время он смело выйдет во двор, чтобы поиграть в прятки со своими сверстниками.

ИГРА В ПРЯТКИ – ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСИТЬ БОЯЗНЬ ОСТАТЬСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ.
МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Малыш в первый год своей жизни делает потрясающий скачок в развитии. И игра в прятки способствует этому прогрессу. Она напрямую связана с развитием его способностей к восприятию, общению и двигательной активности.
  • К 2–3 месяцам жизни внимание младенца привлекают перемещения знакомых предметов и новые неподвижные. Малыш улыбается при приближении маминого лица. Прислушивается к звукам, поворачивает голову на их источник. Активно реагирует на слова мамы, которые вызывают у него положительные эмоции.
  • В 4 месяца, если объект увеличивается, малыш понимает, что он приближается. Реагирует на яркие движущиеся предметы, радуется звукам музыки, человеческой речи. Определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Узнает маму и радуется ее появлению.
  • К 5 месяцам ребенок умеет фокусировать изображение в зависимости от расстояния. Неожиданно появившаяся в поле зрения мама не застанет его врасплох.

  • К 6 месяцам малыш ищет глазами спрятанный предмет. Способность различать объекты особенно ярко проявляется в отношении к людям: при виде знакомого взрослого малыш улыбается, приветствует его звуками; к незнакомым остается безразличным либо хмурится и отворачивается.
  • В 6–8 месяцев малыш осознает свое тело и отделяет его от внешней среды. Если знакомое лицо или предмет частично не виден, он его узнает.
  • В 7 месяцев малыш долго рассматривает игрушку, перекладывает, стучит, размахивает, бросает. На вопрос: «Где?» старается отыскать предмет, подолгу активно лепечет. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Страх в этом возрасте сменяется познавательным интересом.
В 8 месяцев малыш узнает и различает близких людей на фотографии. При назывании предмета, у которого есть постоянное место, и вопросе: «Где он?» – ребенок ищет и находит его. Теперь, когда ребенок играет в прятки, он сам обожает убирать от лица ручки, чтобы обнаружить себя.
 
Верх Низ